понедельник, 17 июля 2017 г.

В этот день: 17 июля 1941 года

Родился Сергей Анатольевич Иванов
 
 


Писатель Сергей Иванов запомнился читателям как автор
классической реалистической прозы о младших
школьниках и подростках, сказочных повестей. Кто не знает Дедушку, пса Тишку, попугая Красавца? Кто не помнит вороватую Сороку, ставшую на путь исправления? Помните их веселые приключения, чаепития за большим самоваром? Все они – любимые и детьми, и взрослыми, персонажи мультфильма «Бюро
находок». И еще взрослые, как и дети (ну или чуть-чуть больше) любят мультик про Прошлогодний снег. А автор
у этих историй один, и зовут его

Сергей Анатольевич Иванов.





Он написал множество детских книг (более 50) обо всем на свете – о
животных, о природе, даже остроумные детективы для детей. Получил почетный диплом
международного совета по детской книге в 1996 году за повесть «Зимняя девочка». Был
автором сценариев к мультикам «Бюро находок», «Падал прошлогодний снег», «Незнайка на
Луне». В соавторстве с актрисой Риной Зелёной написал книжку для малышей «Сундучок».
Родился будущий писатель 17 июля 1941 года в Москве. В 1963 году окончил МГПИ имени В.
И. Ленина. Первая книга, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971 году. Все книги
Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.
Герои реалистических повестей С.Иванова – подростки конца 70-х – середины 90-х годов, но их
проблемы и конфликты близки сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по чувствам. По-прежнему современно звучат повести «Тринадцатый год жизни» (1981  и «Его среди нас нет» (1984).


Героиня повести  «Тринадцатый год жизни»  –
двенадцатилетняя  девочка  Стелла,  чувствует  себя  одинокой,
потому  что  ее  интеллигентной  образованной  независимой
матери  мало  дела  до  того,  что  происходит  в  душе  дочери.  А
школа ничего не дополняет в душевную жизнь девочки, уроки
ползут  бесконечно.  Героине  кажется,  что  вокруг  людей
тринадцати  лет  простирается  «суровая  пустыня  школьных
дней».
Стелла  живет  своей  внутренней  жизнью,  мечтает  о  любви,
слушает  разговоры  взрослых,  и  думает,  что  ее  родители  не
такие как все: не   пьют, не разводятся, она уверена, что ее-то с братом ничего плохого не
ожидает.  Но  беда  приходит  и  в  их  дом:  мать  решает  развестись  с  отчимом,  которого
Стелла  любит  даже  больше,  чем  родного  отца.  Девочка  делает  все,  чтобы  семья  не
распалась.  Но  будут  ли  счастливы  взрослые?  Этот  вопрос  задает  писатель  в  конце
повести. «Да, среди разных сортов горя есть такой особый сорт – горе людей, добившихся
своего.  За  каждую  победу,  так  или  иначе,  расплачиваешься  куском  души,  и  в  чем -то
поступаешься  благородством  (а  что  делать  –  борьба),  и  на  какое-то  время  забываешь  о
доброте (а что делать – побеждает кто-то один). Ты думаешь: не для себя же стараюсь, для
других. Но те, для кого ты стараешься, возьмут немного погодя твою победу, рассмотрят
ее со всех сторон. «Что-то дурно, – скажут, – она попахивает!»

«Его  среди  нас  нет»  -  эта  одна  из  самых
любимых  книг  читателей.  В  ней  Сергей  Иванов
затрагивает  важнейшие  проблемы  из  жизни
шестиклассников.
Главным героем повести является старшеклассник Сережа,
который  проживает  со  своей  бабушкой.  У  них  не  сильно
хорошие  отношения,  ведь  парень  совсем  не  открывается
своей бабуле, которая любит его всем сердцем. Она в свою
очередь  пытается  всячески  к  нему  достучаться  и  хочет,
чтобы Сережа чаще общался с ней, ведь скоро может быть
поздно и ее не станет. В один день в его классе случается
необычное  происшествие.  Пропадает  классный  журнал  в
шестом  «А»  классе,  там,  где  учиться  главный  герой.  С  недавнего  времени  в  его  класс
приходит  новая  ученица  –  Таня,  которая  берется  расследовать  исчезновение  журнала.
Коллектив  шестого  «А»  и  до  этого  не  был  дружен,  а  после  начала  раскрытия  тайны  с
журналом,  Танечка  еще  больше  пытается  поссорить  одноклассников  между  собой.  Этот
случай  хорошо  встряхнул  детей  и  каждый  из  них,  узнал  чего  стоят  они  сами  и  их
товарищи.
В  этом  произведении  герои  познают  радость,  грусть,  любовь  и  простую  дружбу.  Они
начинают  смотреть  на  мир  совсем  по-другому.  Автор  раскрывает  всю  суть  детских
отношений и каждому дает психологическую оценку. С самого начала повести читатель
начинает задумываться о своих отношениях с другими людьми и о своем месте, которое
занимает в обществе и в коллективе.
       Особое  место  в  творчестве  Сергея  Иванова  занимают рассказы  о  природе  -  «Сосны  задумчивые»,
«Джулькино  детство»,  «Изгиб  лесной  тропы»,
«Неловленый  еж»  и  др.  Они  написаны  в  лучших традициях  русской  прозы  и  по  образности  и  лиричности,
по  теплоте  и  мудрости  очень  близки  рассказам М.Пришвина  и  Ю.Коваля.  Сергей  Иванов  рассказывает  о
человеке  в  природе,  о  природе  в  жизни  человека,  об ответственности  человека  за  все  живое.  «...  если  ты  внимателен  и  терпелив,  ты  многое сумеешь  подсмотреть.  Вот  по  осеннему  лесу  бредет  лось,  расталкивая  рогами  клочья
тумана. Вот белка рыжей искрой, хвост трубой несется к сосне на том краю поляны. А вот –  присядь на корточки! –  встретились два муравья и беседуют,  притягиваясь,  друг к другу усиками... Да и вообще мало ли чудес на свете – чудес, которые могут стать твоими!».
Писатель  видит  природу  как  художник-живописец  и  умеет  рисовать  словами,  как кисточкой. «...справа от меня уже почти потухший закат. А слева небо холодное, темно-синее, высоко бледнеет тонкое лезвие месяца. Чуть заметно темнеет... Небо над закатом становится зеленым, потом начинает синеть...» («Как зажигаются звезды»).
 Мир природы в  рассказах  С.Иванова  одухотворен  и  одушевлен.  Часто  его  рассказы  –  зарисовки
настроения,  состояния  души  автора,  который  как  бы  говорит:  посмотри,  как  красиво  и
как... грустно.
В  1996 году Сергей Иванов был удостоен Почетного диплома Международного совета по
детской книге за сборник «Зимняя девочка».


«Зимняя  девочка»  –  повесть-сказка  о  странной  девочке  Тане,
обладавшей  необыкновенными  способностями.  Она  жила  в
Москве и почему-то очень любила холод и снег. Но у девочки
были  особые  отношения  не  только  со  снегом,  но  и  с
животными, деревьями –  со всем, что ее окружало. Таня умела
читать  мысли  других  людей  и  разговаривать  с  животными,  а
еще  она  умела  летать.  За  то  недолгое  время,  что  «Зимняя
девочка»  жила  в  Москве  у  бабушки,  она  успела многим
помочь,  попыталась  прийти  на  выручку  даже  полярной  сове.
С.Иванов сочинил еще одну лирическую сказку о снегурочке,
которая  появилась  в  Москве,  когда  выпал  первый  снег,  и
которую потом унесла метель.




Если «школьные повести» Сергея Иванова знакомы не очень широкому кругу читающих мальчиков  и  девочек,  то  одно  его  детище  известно  всей  стране.  Это  «мультфильм мультфильмов» «Падал прошлогодний снег».
История  недалекого,  но  самоуверенного  мужичка, которого жена в канун Нового года послала за елкой («Уж
послала так послала!») вышла на экраны в 1983 году. И до сих  пор  остается  культовой.  А  ведь  Сергею  Иванову
вместе  с  режиссером  Александром  Татарским  пришлось выдержать настоящий бой с цензорами, которые в каждом
слове  видели  политический  намек.  Смешные  и безобидные  реплики  главного  героя,  которые  подхватила
вся  страна,  были  объявлены  страшной  крамолой. Мультфильм искромсали, местами переозвучили, но даже
и в таком виде он  –  подлинный шедевр. Текст Сергея Иванова, подобно грибоедовскому «Горю от ума», весь разошелся на цитаты. «Маловато будет!» «Вот это мой размерчик!» «Ничч-чего не понимаю!» «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца».«Падал  прошлогодний  снег»  –  обаятельный  кроссворд,  разгадывать который – праздник!

Иначе не захватила бы она зрителей от мала до велика, и не пользовался бы этот мультфильм
всенародной любовью уже 26 лет!
Во  второй  половине  90-х  годов  С.Иванов  один  за  другим  пишет  «детские»
детективы  –  остроумные  и  неожиданные.  («Близнецы  и  сгоревший  замок»,
«Похищение с продолжением»,  «Близнецы и похититель обезьяны» и др.) Сам он к ним
относился снисходительно, но, зная психологию своего читателя и его ожидания, строил
сюжеты так, что, открыв книгу, уже невозможно от нее оторваться.
Сергей  Иванов  запомнился  читателям,  прежде  всего  как  автор  классической
реалистической  прозы  о  подростках.  Насколько  известно,  автор  стремился  именно  к
максимальному  реализму  своих  работ,  избегая  использования  любых  фантастических
элементов.  Между  тем,  в  1989  году  на  Международной  встрече  детских  и  юношеских
писателей в Москве он говорил:
«Наша современность... Что делать  детскому писателю с этой современностью? Мне
кажется,  будто  мы  находимся  в  подводной  лодке,  в  хорошей  атмосфере  романтики,  а
страшные валы современности заливают нас.
Первая реакция, первое, что мы делаем  –  уходим в сказку... Читатели и писатели тоже
уходят  в  сказку. И  тут  я  замечаю,  что  сам  пишу  уже  четвертый  фантастический
роман для детей"…
При этом до настоящего времени из нереалистических авторских произведений Иванова
были изданы только сказочная повесть  «Зимняя девочка»  (1989) и две сказки-комикса цикла «Коровья страна» (1991).
К  другим  фантастическим  произведениям  Иванова  относятся  опубликованные  в  1990-х
годах  две  сказки  по  мотивам  русского  фольклора,  а  также  циклы  сказочных  повестей
«Бюро находок»  и  «Малая Пластилиновка»,  созданные на основе
написанных Ивановым сценариев популярных советских мультфильмов.
Сергей Анатольевич Иванов жил литературой, он верил, что писатель для того и создан, чтобы
сделать  мир  добрей,  справедливей,  лучше.  Ведь  не  случайно  сказано  в  Библии,  что  вначале
было слово. И этому слову Сергей Анатольевич честно служил всю жизнь: и в издательствах,
где работал, и в литературном институте, и дома, за письменным столом, и встречаясь с вами,
дорогие читатели.