Родился Сергей Анатольевич Иванов

классической реалистической прозы о младших
школьниках и подростках, сказочных повестей. Кто не знает Дедушку, пса Тишку, попугая Красавца? Кто не помнит вороватую Сороку, ставшую на путь исправления? Помните их веселые приключения, чаепития за большим самоваром? Все они – любимые и детьми, и взрослыми, персонажи мультфильма «Бюро
находок». И еще взрослые, как и дети (ну или чуть-чуть больше) любят мультик про Прошлогодний снег. А автор
у этих историй один, и зовут его
Сергей Анатольевич Иванов.
Он написал множество детских книг (более 50) обо всем на свете – о
животных, о природе, даже остроумные детективы для детей. Получил почетный диплом
международного совета по детской книге в 1996 году за повесть «Зимняя девочка». Был
автором сценариев к мультикам «Бюро находок», «Падал прошлогодний снег», «Незнайка на
Луне». В соавторстве с актрисой Риной Зелёной написал книжку для малышей «Сундучок».
Родился будущий писатель 17 июля 1941 года в Москве. В 1963 году окончил МГПИ имени В.
И. Ленина. Первая книга, сборник стихов «Лесная мастерская», вышла в 1971 году. Все книги
Сергея Иванова — очень теплые, добрые и вдумчивые.
Герои реалистических повестей С.Иванова – подростки конца 70-х – середины 90-х годов, но их
проблемы и конфликты близки сегодняшнему дню – по ощущению жизни, по чувствам. По-прежнему современно звучат повести «Тринадцатый год жизни» (1981 и «Его среди нас нет» (1984).
Героиня повести «Тринадцатый год жизни» –
двенадцатилетняя девочка Стелла, чувствует себя одинокой,
потому что ее интеллигентной образованной независимой
матери мало дела до того, что происходит в душе дочери. А
школа ничего не дополняет в душевную жизнь девочки, уроки
ползут бесконечно. Героине кажется, что вокруг людей
тринадцати лет простирается «суровая пустыня школьных
дней».
Стелла живет своей внутренней жизнью, мечтает о любви,
слушает разговоры взрослых, и думает, что ее родители не
такие как все: не пьют, не разводятся, она уверена, что ее-то с братом ничего плохого не
ожидает. Но беда приходит и в их дом: мать решает развестись с отчимом, которого
Стелла любит даже больше, чем родного отца. Девочка делает все, чтобы семья не
распалась. Но будут ли счастливы взрослые? Этот вопрос задает писатель в конце
повести. «Да, среди разных сортов горя есть такой особый сорт – горе людей, добившихся
своего. За каждую победу, так или иначе, расплачиваешься куском души, и в чем -то
поступаешься благородством (а что делать – борьба), и на какое-то время забываешь о
доброте (а что делать – побеждает кто-то один). Ты думаешь: не для себя же стараюсь, для
других. Но те, для кого ты стараешься, возьмут немного погодя твою победу, рассмотрят
ее со всех сторон. «Что-то дурно, – скажут, – она попахивает!»
«Его среди нас нет» - эта одна из самых
любимых книг читателей. В ней Сергей Иванов
затрагивает важнейшие проблемы из жизни
шестиклассников.
Главным героем повести является старшеклассник Сережа,
который проживает со своей бабушкой. У них не сильно
хорошие отношения, ведь парень совсем не открывается
своей бабуле, которая любит его всем сердцем. Она в свою
очередь пытается всячески к нему достучаться и хочет,
чтобы Сережа чаще общался с ней, ведь скоро может быть
поздно и ее не станет. В один день в его классе случается
необычное происшествие. Пропадает классный журнал в
шестом «А» классе, там, где учиться главный герой. С недавнего времени в его класс
приходит новая ученица – Таня, которая берется расследовать исчезновение журнала.
Коллектив шестого «А» и до этого не был дружен, а после начала раскрытия тайны с
журналом, Танечка еще больше пытается поссорить одноклассников между собой. Этот
случай хорошо встряхнул детей и каждый из них, узнал чего стоят они сами и их
товарищи.
В этом произведении герои познают радость, грусть, любовь и простую дружбу. Они
начинают смотреть на мир совсем по-другому. Автор раскрывает всю суть детских
отношений и каждому дает психологическую оценку. С самого начала повести читатель
начинает задумываться о своих отношениях с другими людьми и о своем месте, которое
занимает в обществе и в коллективе.
Особое место в творчестве Сергея Иванова занимают рассказы о природе - «Сосны задумчивые»,
«Джулькино детство», «Изгиб лесной тропы»,
«Неловленый еж» и др. Они написаны в лучших традициях русской прозы и по образности и лиричности,
по теплоте и мудрости очень близки рассказам М.Пришвина и Ю.Коваля. Сергей Иванов рассказывает о
человеке в природе, о природе в жизни человека, об ответственности человека за все живое. «... если ты внимателен и терпелив, ты многое сумеешь подсмотреть. Вот по осеннему лесу бредет лось, расталкивая рогами клочья
тумана. Вот белка рыжей искрой, хвост трубой несется к сосне на том краю поляны. А вот – присядь на корточки! – встретились два муравья и беседуют, притягиваясь, друг к другу усиками... Да и вообще мало ли чудес на свете – чудес, которые могут стать твоими!».
Писатель видит природу как художник-живописец и умеет рисовать словами, как кисточкой. «...справа от меня уже почти потухший закат. А слева небо холодное, темно-синее, высоко бледнеет тонкое лезвие месяца. Чуть заметно темнеет... Небо над закатом становится зеленым, потом начинает синеть...» («Как зажигаются звезды»).
Мир природы в рассказах С.Иванова одухотворен и одушевлен. Часто его рассказы – зарисовки
настроения, состояния души автора, который как бы говорит: посмотри, как красиво и
как... грустно.
В 1996 году Сергей Иванов был удостоен Почетного диплома Международного совета по
детской книге за сборник «Зимняя девочка».
«Зимняя девочка» – повесть-сказка о странной девочке Тане,
обладавшей необыкновенными способностями. Она жила в
Москве и почему-то очень любила холод и снег. Но у девочки
были особые отношения не только со снегом, но и с
животными, деревьями – со всем, что ее окружало. Таня умела
читать мысли других людей и разговаривать с животными, а
еще она умела летать. За то недолгое время, что «Зимняя
девочка» жила в Москве у бабушки, она успела многим
помочь, попыталась прийти на выручку даже полярной сове.
С.Иванов сочинил еще одну лирическую сказку о снегурочке,
которая появилась в Москве, когда выпал первый снег, и
которую потом унесла метель.
Если «школьные повести» Сергея Иванова знакомы не очень широкому кругу читающих мальчиков и девочек, то одно его детище известно всей стране. Это «мультфильм мультфильмов» «Падал прошлогодний снег».
История недалекого, но самоуверенного мужичка, которого жена в канун Нового года послала за елкой («Уж
послала так послала!») вышла на экраны в 1983 году. И до сих пор остается культовой. А ведь Сергею Иванову
вместе с режиссером Александром Татарским пришлось выдержать настоящий бой с цензорами, которые в каждом
слове видели политический намек. Смешные и безобидные реплики главного героя, которые подхватила
вся страна, были объявлены страшной крамолой. Мультфильм искромсали, местами переозвучили, но даже
и в таком виде он – подлинный шедевр. Текст Сергея Иванова, подобно грибоедовскому «Горю от ума», весь разошелся на цитаты. «Маловато будет!» «Вот это мой размерчик!» «Ничч-чего не понимаю!» «А хотя бы я и жадничаю, зато от чистого сердца».«Падал прошлогодний снег» – обаятельный кроссворд, разгадывать который – праздник!
Иначе не захватила бы она зрителей от мала до велика, и не пользовался бы этот мультфильм
всенародной любовью уже 26 лет!
Во второй половине 90-х годов С.Иванов один за другим пишет «детские»
детективы – остроумные и неожиданные. («Близнецы и сгоревший замок»,
«Похищение с продолжением», «Близнецы и похититель обезьяны» и др.) Сам он к ним
относился снисходительно, но, зная психологию своего читателя и его ожидания, строил
сюжеты так, что, открыв книгу, уже невозможно от нее оторваться.
Сергей Иванов запомнился читателям, прежде всего как автор классической
реалистической прозы о подростках. Насколько известно, автор стремился именно к
максимальному реализму своих работ, избегая использования любых фантастических
элементов. Между тем, в 1989 году на Международной встрече детских и юношеских
писателей в Москве он говорил:
«Наша современность... Что делать детскому писателю с этой современностью? Мне
кажется, будто мы находимся в подводной лодке, в хорошей атмосфере романтики, а
страшные валы современности заливают нас.
Первая реакция, первое, что мы делаем – уходим в сказку... Читатели и писатели тоже
уходят в сказку. И тут я замечаю, что сам пишу уже четвертый фантастический
роман для детей"…
При этом до настоящего времени из нереалистических авторских произведений Иванова
были изданы только сказочная повесть «Зимняя девочка» (1989) и две сказки-комикса цикла «Коровья страна» (1991).
К другим фантастическим произведениям Иванова относятся опубликованные в 1990-х
годах две сказки по мотивам русского фольклора, а также циклы сказочных повестей
«Бюро находок» и «Малая Пластилиновка», созданные на основе
написанных Ивановым сценариев популярных советских мультфильмов.
Сергей Анатольевич Иванов жил литературой, он верил, что писатель для того и создан, чтобы
сделать мир добрей, справедливей, лучше. Ведь не случайно сказано в Библии, что вначале
было слово. И этому слову Сергей Анатольевич честно служил всю жизнь: и в издательствах,
где работал, и в литературном институте, и дома, за письменным столом, и встречаясь с вами,
дорогие читатели.
